Хотя система торговли углеродными единицами в России пока не запущена, аналитики отмечают, что закон об ограничении выбросов парниковых газов создает базу для реализации климатических проектов с возможностью их продажи за рубежом, а кроме того, правительство рассматривает варианты запуска ценообразования на углерод внутри страны: сначала — в рамках пилотного проекта на Сахалине. По мнению экспертов «ВТБ Капитала», Россия может сократить выбросы углерода наполовину при цене на углерод всего $30 за тонну. В Европе тонна углерода в целях оценки выбросов сейчас стоит порядка $62 за тонну, а Герман Греф оценивает эффективность климатических проектов в России уже при цене $25 за тонну СО2. По оценке Гришунина, стоимость тонны СО2 в расчетах «ВТБ Капитала» для целей эффективности российских климатических проектов представляется приемлемой и при должном регулировании сбора платы на выбросы и распределении полученных средств на поддержку предприятиям, которые инвестируют в сокращение выбросов, она позволит не нанести вреда экономике и при этом обеспечить искомый уровень снижения выбросов парниковых газов.
Сценарий полной декарбонизации
Читайте на РБК Pro
Как следователи заводят дела об уклонении от уплаты налогов без проверок
С 2022 года вступает в силу новый стандарт бухучета. Что он меняет
Скоро все рухнет: как разглядеть признаки обвала рынков — Financial Times
Биткоин признают имуществом. Как сильно это ударит по вашим налогам
Министр экономического развития Максим Решетников считает, что Россия не должна стремиться к углеродной нейтральности любой ценой. «Это дополнительные инвестиции, и любые инвестиции — в конечном счете за них платит потребитель», — заявил чиновник на мероприятии российской делегации в рамках Конференции в Глазго.
Путин пообещал представителю США сократить выбросы в атмосферу
Общество
Тем не менее итоги Конференции ООН, по мнению аналитиков, указывают на то, что мир находится на пути глубокой декарбонизации. Согласно их подсчетам, России потребуется потратить к 2060 году 479,8 трлн руб., чтобы добиться полной декарбонизации экономики (снижения выбросов парниковых газов до нуля, без учета поглощающей способности лесов. — РБК). Почти треть этой суммы, 145,4 трлн руб., составляют инвестиции в транспорт, основная часть которых — расходы на замену традиционных автомобилей c двигателями внутреннего сгорания на электромобили, отмечают аналитики. По оценкам аналитиков, полная декарбонизация приведет к росту цен для конечных потребителей на продукцию внутри России в среднем на 12%.
Что касается промышленности, то декарбонизация окажет существенное давление на свободные денежные потоки компаний. Необходимый годовой бюджет декарбонизации превышает EBITDA компаний во всех секторах, кроме нефтегазового и горно-металлургического.
Похожие оценки ранее приводил и вице-президент «ВЭБ.РФ» Андрей Байда: по его расчетам, полная декарбонизация экономики может стоить России 15 трлн руб. ежегодно вплоть до 2060 года: «Для полной декарбонизации российской экономики при текущем технологическом уровне потребуется в пике до 15 трлн руб. (14–15% нынешнего ВВП страны) ежегодно до 2060 года. В отношении к ВВП это сопоставимо с затратами на сталинскую индустриализацию». Президент и предправления Сбербанка Герман Греф оценил стоимость энергоперехода в России от $0,66 трлн до $1 трлн в течение 40 лет.
Автор
Людмила Подобедова
Источник: rbc.ru